Плановая и внеплановая проверки НКО

Плановая проверка НКО

Плановой проверкой является проверка, включенная в план, формируемый на соответствующий календарный период и утверждаемый приказом Минюста России (территориального органа Управление Минюста). Таким образом, узнать информацию о включении (не включении) сведений о НКО в ежегодный план проверок Управления Минюста достаточно просто – необходимо зайти на сайт и изучить план.

Управление Минюста проверяет, соответствует ли деятельность, которую осуществляет НКО, ее уставным целям, в том числе по расходованию НКО своих денежных средств и использованию иного имущества, и законодательству Российской Федерации.

Наряду с органами прокуратуры, Управление Минюста наделено полномочиями по противодействию экстремистской деятельности и может выносить предупреждения или обращаться в суд с заявлением о ликвидации НКО или о запрете ее деятельности.

Следует знать, что один и тот же контрольно-надзорный орган может проводить плановые проверки НКО не чаще, чем один раз в три года. О проведении плановой проверки проверяемую организацию обязаны известить заблаговременно, не позднее, чем за три рабочих дня.

 

Внеплановая проверка НКО      

Внеплановой является проверка, не включенная в ежегодный план проверок НКО Управлением Минюста. Внеплановая проверка проводится по конкретному факту, явившемуся основанием для внеплановой проверки.

Основанием для проведения внеплановой проверки НКО является:

  • истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном НКО Управлением Минюста;
  • поступление в Управление Минюста информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении НКО законодательства РФ в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;
  • поступление в Управление Минюста представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях», пунктом 13 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • наличие приказа (распоряжения) руководителя Управление Минюста, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • поступление в Управление Минюста информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении НКО деятельности в качестве НКО, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Обращения, поступающие в Управление Минюста, не позволяющие установить их авторов (анонимные обращения), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.

Права и обязанности должностных лиц Управления Минюста, которые проводят проверку НКО, и руководителей НКО.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель НКО при проведении проверки имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от Управления Минюста, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством РФ;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора);
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав НКО при проведении 10 проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении НКО специалисты Управления Минюста обязаны:

  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований законодательства РФ;
  • соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы НКО, проверка которых проводится;
  • проводить проверку на основании распоряжения Управления Минюста о ее проведении в соответствии с ее назначением;
  • проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения Управления Минюста и в случае проведения внеплановой выездной проверки — копии документа о согласовании проведения проверки;
  • не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю НКО при проведении проверки давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю НКО, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  • знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя НКО с результатами проверки;
  • учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов НКО;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании НКО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • соблюдать сроки проведения проверки, плановая проверка не может превышать 20 рабочих дней. Однако срок проверки может быть продлен еще на 20 дней на основании мотивированного предложения специалистов, которые проводят плановую проверку;
  • не требовать от НКО документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя НКО ознакомить их с положениями законодательства, в соответствии с которым проводится проверка;
  • осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

 

Готовимся к проверке:

Следует отметить, что проверяющие не могут использовать материально-технические ресурсы, имущество, финансовые и другие ресурсы вашей организации. Однако здесь есть исключение: при выездной проверке они могут попросить предоставить им изолированное помещение, организационно-технические средства и, по возможности, средства связи.

Если проверяющие сочтут, что ваша организация уклоняется от проведения проверки или препятствует ей, проверяющий (председатель комиссии) имеет право составить протокол об административном правонарушении.

В ходе проверки руководителю НКО выдается Протокол (акт) проверки под расписку. В случае отказа от ознакомления с актом проверки, он будет направлен организации заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если акт не выдан, результаты проверки будут признаны недействительными. Типовая форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Обязательно вносите в акт проверки свои замечания и возражения, аргументируя их ссылками на конкретные положения нормативно-правовых актов.

По итогам проверки также выносится предупреждение (представление) об устранении выявленных нарушений, где указывается срок, отведенный на устранение нарушений.

Если вы не согласны с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, или с представлением, вы можете в течение 15 дней со дня получения этих документов направить в Управление Минюста свои письменные возражения. Они могут касаться акта и представления в целом или отдельных положений этих документов. К письму нужно приложить документы (заверенные копии), которые подтверждают обоснованность ваших возражений.

Срок на устранение остальных выявленных нарушений будет указан в акте проверки, который вы получите после ее завершения. Если вы не получили письмо с актом вовремя, и отведенное вам время истекает или уже прошло, можно обратиться в Управление Минюста с просьбой о продлении этого срока.

Нормативно-правовые акты

  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
  • Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Приказ Минюста РФ от 30.12.2011 № 456 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации»
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»