Особенности ликвидации фонда

Благотворительный фонд – это некоммерческая организация и для неё характерна в большинстве случаев принудительная ликвидация. Решение о необходимости прекращения деятельности выносится членами правления, но процедура, всё же будет проводиться в судебном порядке.

Процедура ликвидации фонда начинается с решения суда о ликвидации фонда. Это решение является отправной точкой процесса ликвидации фонда.

Данным решением суд не ликвидирует фонд, а только принимает решение о начале работы ликвидационной комиссии, утверждая ее состав и возлагая на нее обязанность провести ликвидацию фонда в порядке и в сроки, предусмотренные гражданским законодательством. Суд играет роль государственного органа, который фактически проверяет обоснованность заявления иска о добровольной ликвидации, преследуя цель предотвратить злоупотребление правом на подачу иска о добровольной ликвидации в ущерб интересам третьих лиц.

В иске о ликвидации обязательно должны быть указаны основании для ликвидации фонда, а именно:

  • имущество фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
  • в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
  • фонд уклоняется от целей, определенных в уставе;
  • в других случаях, установленным законом.

В исковом заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие данные основания.

Статья 132 ГПК РФ определяет документы, прилагаемые к иску. В частности, к иску о ликвидации благотворительного фонда необходимо приложить копии:

  • искового заявления в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют. Такими документами являются протокол заседания общего собрания учредителей (иного высшего органа управления фонда) или решение учредителя о ликвидации фонда и о назначении состава ликвидационной комиссии, его председателя.

Кроме того, необходимо будет представить суду финансовые документы, подтверждающие обстоятельства недостаточности имущества фонда для достижения его целей, копии устава фонда, свидетельств о присвоении ИНН, ОГРН, свидетельства о регистрации фонда, выписку из ЕГРЮЛ.

Прилагаемые копии документы должным образом заверяются.

После вступления в силу решения суда, в котором также должен быть утвержден состав ликвидационной комиссии, следует обратиться в территориальное управление Минюста и предоставить следующие документы в 2-х экземплярах:

1. Заявление по форме 150001 (один экз. заверяется нотариально, второй - подписывается) (живая ссылка на заявление).
2. Протокол (решение) Фонда о принятии решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии.
3. Судебное решение - оригинал и копия.

После получения из территориального управления Минюста России листа записи можно заказать публикацию в «Вестнике государственной регистрации», с указанием срока, в течение которого будет производиться приём претензий от кредиторов. Срок не должен быть менее 2-х месяцев.

После того, как прошел двухмесячный срок с даты выхода публикации можно подавать документы следующего, промежуточного этапа, а именно:

1. Заявление по форме 150001 (один экз. заверяется нотариально, второй - подписывается).
2. Протокол (решение) Фонда об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
3. Промежуточный ликвидационный баланс

После регистрации промежуточного этапа можно подавать следующий комплект документов:

1. Заявление по форме 160001 (один экз. заверяется нотариально, второй - подписывается) (живая ссылка на заявление).
2. Протокол (решение) Фонда об утверждении итогового ликвидационного баланса.
3. Копия публикации в Вестнике.
4. Ликвидационный баланс.
5. Свидетельство о регистрации;
6. Акт об уничтожении печатей и бланков.
7. Государственная пошлина.

Стоит учитывать некоторые нюансы:

  • сдача документов в архив при ликвидации предприятия — обязательный этап юридического оформления ликвидации.
  • даты, создания промежуточного и ликвидационного балансов должны быть разными;
  • даты протоколов должны совпадать с балансами;
  • формы необходимо заверять нотариально.

     Результат о проведении процедуры будет выдан Министерством Юстиции по истечении 2-х недель.

Нормативно-правовые акты

  • Гражданский кодекс РФ.
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ.
  • Налоговый кодекс РФ.
  • Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».